Особенностью расследования дорожно-транспортных происшествий, которые совершаются в темное и ночное время суток, состоит в том, что они отличаются большей тяжестью последствий, особенно при наезде на пешеходов и опрокидываниях транспортных средств.
Юрист ДТП видит специфику таких дел в том, что:
- наезды совершаются в присутствии малого количества свидетелей, очевидцев и других лиц или при полном их отсутствии,
- затруднены осмотры места происшествия и транспортных средств,
- осложняется поиск и фиксация следов транспортных средств, торможения, юза, а также вещественных доказательств,
- ограничены возможности применения видео- и фотосъемки.
С учетом указанных проблем качество и полнота фиксации всех обстоятельств ДТП резко снижается, что в дальнейшем суживает возможности защиты, т.к. при первичной фиксации следов адвокат по ДТП находит доводы в пользу того или иного водителя. А действительно, когда совершается наезд на пешехода, обычно объектами рассмотрения являются расположение автомобиля и пешехода относительно друг друга в опасный момент их сближения, сам момент их контакта, а затем техническое перемещение участников ДТП после удара.
Все это правильно и подлежит обязательному исследованию, однако не секрет, что условия дорожного движения ночью принципиально отличаются от условий днем. Здесь множество факторов, основными из которых является недостаточная видимость \обзорность\ и неизбежные элементы утомленности водителя.
Юрист по ДТП понятие недостаточной видимости относит не только к водителю, который не в состоянии контролировать дорогу и всю обстановку далее света своих фар. Даже в городских условиях при искусственном освещении дальние объекты \100-200 и более метров\ представляются размытыми, нечетким, слабо различимыми, что обязательно снижает драгоценное время реагирования на возможную опасность.
То же самое относится и к пешеходам.
Подойдя к проезжей части совсем не часто пешеходы по свету фар в состоянии правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость, да и количество и рядность движущихся машин вообще. Хотя днем ситуация другая и пешеход вряд ли бы стал перебегать дорогу.
Что же касается утомленности водителя, если исключить яркие характеристики темперамента: «сова-жаворонок», то у любого человека всегда срабатывает биологический жизненный ритм, когда повседневная активность наблюдается днем. Оказавшись же случайно за рулем ночью обязательно контроль за дорогой и безопасное управление автомобилем будут резко снижены до опасных значений.